Современный ребенок к 4-5 годам должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно, полно излагать свои мысли, легко строя развернутые сложные предложения; без труда пересказывать рассказы и сказки. Такой малыш правильно произносит все звуки, легко воспроизводит многосложные слова. Его словарный запас составляет от 4 до 5 тыс. слов.
Как? С помощью какой методики научить дошкольника всему этому? Вот что мы читаем у К.И. Чуковского: «Только общение со взрослым, диалог делает из ребенка человека, то есть существом говорящим и думающим. Но если представим, что это общение не выработало в нем особую, повышенную чуткость к языковому материалу, он может остаться до конца своих дней в области родного языка иностранцем, бездушно повторяющим мертвые штампы учебников.
Общение обогащает речь ребенка в игре, т.к. она у дошкольников является ведущим видом деятельности. И мы, взрослые, в игре призваны обучать ребенка правильной речи, новым словам. Процесс этот неразрывно связан и с обогащением знаниями. Во время игр, наряду с введением новых слов, воспитатель терпеливо и настойчиво добивается уточнения тех слов, которыми малыш пользуется постоянно, но имеет о них весьма неточное представление. Педагог не удовлетворяется тем, что ребенок знает новое слово и правильно относит его к предмету. Он добивается, чтобы дошкольник пользовался им, свободно экспериментировал со звуковой оболочкой, употреблял в своей речи. Для этого дает детям возможность часто сталкиваться с данным предметом, рассматривать его, действовать с ним. Если ребенок непринужденно употребляет новое слово, значит, оно действительно вошло в его словарь.
Всем этим задачам отвечает игровая деятельность, которая призвана активизировать общение, обучать детей правильной речи.
В раннем возрасте, в процессе игры, ребенка в диалог вовлекает взрослый, т.е. сначала он дает образец речи и заинтересовывает малыша. Опыт речевого общения ребенок переносит в свои взаимоотношения со сверстниками, в разнообразные коллективные игры, инсценировки, драматизации, в деятельность кооперативного типа.
Приведем пример игр, активизирующих общение.
1. МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ.
«Ёжик и барабан».
Цель:
- активизировать в речи употребление прилагательных (« красивый», «румяный», «сочный», «вкусный», «сладкий», «душистый»).
- побуждать соотносить с глаголом выразительные движения;
- развивать силу голоса.
Воспитатель показывает ежика и говорит, что с ним случилась удивительная история. Дети, помогите мне ее рассказать:
С барабаном ходит ежик
Бум-бум-бум-бум, ( дети)
Целый день играет ежик
Бум-бум-бум-бум, ( дети)
С барабаном за плечами,
Бум-бум-бум-бум, ( дети)
Ежик в сад забрел случайно.
Бум-бум-бум-бум, ( дети)
Очень яблоки любил он,
Бум-бум-бум-бум, ( дети)
Барабан в саду забыл он.
Бум-бум-бум-бум, ( дети)
Ночью яблоки срывались,
Бум-бум-бум-бум, ( дети)
И удары раздавались.
Бум-бум-бум-бум, ( дети)
Зайцы здорово струхнули,
Бум-бум-бум-бум, ( дети)
Глаз до зорьки не сомкнули.
Показ яблок.
-Вот такие яблоки барабанили.
- Какое оно?
- А это?
- Как барабанили яблоки по барабану?
- А еще барабан умеет говорить «трам-там-там», «трим-тим-тим».
- Когда падает большое яблоко, какой оно издает звук?
- А маленькое?
- Я разделю вас на 2 группы: большие и маленькие яблоки ( дети бегают по залу и поют песни яблок).
- А теперь ежик начал есть яблоки. Какие они?
-Вот такие яблоки собрал ежик.
2. СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ.
«Корова и теленок».
Цель:
- побуждать вступать в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками;
- активизировать употребление глаголов, побуждать произвольно строить простые предложения, развивать речевое внимание.
- Ребята, сейчас я загадаю вам загадку. Слушайте внимательно.
Этот маленький ребенок
Спит без простынь и пеленок.
Под коричневые ушки
Не кладут ему подушки.
У него 4 ножки,
Он гуляет без пальто.
Он калоши и сапожки
Не наденет ни за что.
Он сказать не может «МАМА»,
«Есть хочу», и потому
Целый день мычит упрямо
МУ-У.
Это вовсе не ребенок,
Это маленький …
-Вот послушайте историю, которая с ним приключилась.
Есть на новом платье
У меня кармашки.
На карманах этих
Вышиты ромашки.
Глупый наш теленок
На цветы глядел.
Глупый наш теленок
Их чуть-чуть не съел.
-Мог ли произойти этот случай?
-Правильно, поэт придумал небылицу.
- Ребята, а может, и мы придумаем предложение о корове и теленке?
Педагог разбивает детей по парам. Один игрок изображает слово «теленок», а другой – «веселый». Дети читают, что получилось. («Теленок веселый»).
Педагог ведет рукой наоборот (« Веселый теленок».)
Придумываются другие предложения : «Корова бодается.», «Спит теленок», «Корова смеется».
Затем предлагается составить предложения самим детям.
Т.О., мы видим, что игра, общение в игре, дает возможность наблюдать за языковыми явлениями, обогащает речь детей.
Составила и провела:
Учитель-логопед Вахромичева Ю.В.