Как развивать коммуникативные умения школьника?

 

В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию:

- ухудшение состояния здоровья детей,

- существенное снижение «живого» общения детей и родителей,

- глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе,

- недостаточное внимание педагогов к речевому развитию ребенка,

- дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи, что проявляется либо в необоснованной интенсификации (раннее обучение письменной речи в ущерб устной), либо в равнодушном к нему отношении.

Чтобы ребенок своевременно и качественно овладел устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ею как можно чаще, вступая в контакт со сверстниками и взрослыми, то есть обладал определенной речевой активностью.

При нормальном становлении речи этот процесс протекает незаметно, сам собой. Однако в настоящее время в дет.садах оказываются дети, чье речевое развитие отстает от нормы, то есть этим детям требуется помощь.

Развитию речи в дет.садах уделяется большое внимание: занятия по обучению чтению, кубики Зайцева, развитие речи и т.д. Это дает положительные результаты, однако они касаются преимущественно количественной стороны речи.

Мы предлагаем систему работы, направленную на развитие активности ребенка, повышение его статусного положения в коллективе. Формирование адекватной самооценки и способности применять полученные навыки в разных видах деятельности.

 Указанные воздействия могут реализовываться в качестве составной части других занятий.

Они состоят из 3 блоков.

1.     АКТИВИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ.

Основным содержанием данного блока являются игровые упражнения и этюды на восприятие, переживание и выражение эмоциональных состояний в мимике и пантомимике, на развитие поведенческой активности, преодоление замкнутости.

Упражнения и этюды данного блока проводятся в качестве разминки. Основная задача: вызвать желание подражать действиям взрослого, игры типа «Покажи, как…», «Изобрази, как…», «Повтори за мной…».

Например,

«Собака принюхивается».

Педагог читает текст: «Охотничья собака, увидев дичь, моментально застыла. Морда у нее вытянулась вперед, уши навострились. Глаза неподвижно глядят на добычу». Детям предлагается это показать. Если не удается, то показывает педагог, а они повторяют.

«Зеркало».

Дети изображают зеркало, а педагог в него смотрится. Ну-ка, зеркальце, какое выражение на моем лице?» Дети должны не только назвать чувство, но и скопировать его.

«Вкусные конфеты».

Педагог раздает воображаемые конфеты. Дети благодарят его, жуют, выражая мимикой удовольствие.

«Походка и настроение».

Педагог показывает движения и предлагает изобразить их: «Попрыгаем, как воробушек, кенгуру, козлик, кузнечик; походим, как мишка косолапый, как маленький ребенок; полетаем, как синичка, орел и т.д.»

«День рождения».

Выбирается именинник. Все дети мимикой и жестами дарят ему подарки, а именинник угадывает, что это за подарки.

«Попугай».

Водящий произносит короткую фразу, а другой ребенок должен произнести ее так, чтобы выразить задуманное чувство. Все дети отгадывают, какое чувство было задумано.

В данном блоке используются и подвижные игры. Их цель – развитие двигательной активности. Они помогают пробудить пассивного ребенка, учат всех детей подчиняться определенным правилам, формируют стремление к лидерству, развивают ловкость и быстроту реакции. С этой целью используются побуждения типа «Кто первый?», «кто самый ловкий?», «кто быстрее?».

Сюда включаются различные варианты игр «Жмурки», «Ловишки», «Белые медведи», «Смелые мышки» и т.д.

«Дракон кусает свой хвост»

Дети стоят друг за другом, держа за талию впереди стоящего. Первый ребенок-голова дракона, последний – хвост. Первый играющий пытается схватить последнего.

«Веретено».

Детей делят на две группы и расставляют друг за другом. Дается команда. Дети, стоящие первыми быстро оборачиваются вокруг себя, потом соседи берут их за талию, и снова оборачиваются уже вдвоем и т.д. Побеждает та группа детей, которая быстрее выполнила задание.

 

2.АКТИВИЗАЦИЯ КОМПОНЕНТОВ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,

 

Особое внимание в данном блоке уделяется словесным играм, цель которых – обогащение словарного запаса, формирование грамматически правильной речи, интонационной выразительности.

Ценность таких игр в том, что дети не только получают и анализируют языковую информацию, но и оперируют ею, что стимулирует их собственную активность.

«Кто быстрее?»

Педагог называет какое-либо слово, а дети в ответ называют слово, которое первым пришло им на ум (бабочка - красивая, дерево - сухое, столб – стоит и т.д.) Фишку получает ребенок, который быстрее произнесет слово.

«Пара к паре»

Детям предлагается закончить начатое предложение одним словом по аналогии. (Огурец – овощ, а ромашка – … Помидор – огород, а яблоко - …).

«Домашние животные».

Из предложенных слов дети выбирают название домашнего животного и как можно быстрее его произносят. Аналогичные игры можно проводить по любой лексической теме.

«Подбор прилагательных»

Педагог показывает картинку, а дети называют как можно больше его признаков. (стол – деревянный, кухонный, столовый, старый, новый, удобный и т.д.)

«Любопытный»

Дети образуют круг. Водящий называет букву, с которой должны начинаться все ответы детей. Затем, обращаясь к игроку, задает короткие вопросы типа «Кто?», «что делает?», «какой?», «когда?», «зачем?».Задача играющих – отвечать как можно быстрее.

Игра с мячом «Наоборот»

Водящий называет слово и бросает мяч одному из игроков. Тот вспоминает слово, противоположное по значению и бросает мяч обратно.

«Закончи предложение»

По кругу передается флажок, и тот, у кого он в руках, должен закончить предложение водящего.

      «Кто скажет больше?»

     Детям предлагается составить предложение сначала из 4-х, потом из 5-ти  

      и более слов. Выигрывает тот, у кого предложение окажется длиннее   

     всего.

      «Шкатулка сказок»

     В цветную коробку складывают различные предметы. Ребенок вынимает один из них и начинает сочинять историю о нем. Произнеся предложение, передает предмет другому. Следующий достает второй предмет и продолжает сказку и т.д. Сказка становится результатом коллективного творчества детей.

      «Сочиним историю»

Ведущий начинает историю «Жили-были..», следующий продолжает и т.д. по кругу.

 

3.АКТИВИЗАЦИЯ РЕЧИ В РАЗНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,

В качестве одного из направлений данного блока мы предлагаем изменение социальной позиции, которое происходит за счет включения детей в разные виды деятельности. Работа по активизации речи в игре и общении предполагает использование сюжетно-ролевых игр («Гости», «Катя болеет» и т.д.), игр-драматизаций («Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок»), где дети могут проявить инициативу, приняв на себя понравившуюся роль и разыграв действие без помощи педагога.

Изобразительная деятельность также может выступать как специфическое средство активизации речи. На занятиях рисованием детям предлагают наглядный материал, обозначая его словами, рассказывая о действиях, которые можно производить с предметами. Такие занятия также дают возможность создавать проблемные ситуации, способствующие проявлению речевой активности. Используются коллективные рисуночные игры: «Страна клякс», «Нарисуй узор», «Наша группа», «Рисуем себя», «Рисуем эмоции пальцами», «Рисуем настроение музыки», «Мои секреты», «Моя семья», «Какой я есть и каким хотел бы быть» и т.д.

Итак, организация совместных видов деятельности стимулирует активную речь, коммуникативные умения, поскольку такая деятельность интересна и значима для детей. Целенаправленная работа по развитию коммуникативных умений обеспечивает ни только интенсивное речевое общение, но и взаимоприятие детей друг другом, повышение самооценки, проявление собственной активности каждым ребенком.

 

 

 

 

 

 

                                                                 Составил и провел:

                                                                 учитель-логопед Вахромичева Ю.В.